Натали Купер – старший менеджер, Роберт Ламм – независимый старший советник Центра эффективности советов директоров, Deloitte LLP; Рэнди Вэл Моррисон – вице-президент по отчетности и поддержке членов Общества корпоративного управления. Данное сообщение основано на публикации, подготовленной компаниями Deloitte и Society for Corporate Governance.
Board Practices Quarterly eng. / ru (скачать)
Искусственный интеллект (ИИ) – использование технологий для выполнения или моделирования процессов, которые в противном случае требовали бы человеческого интеллекта, – не является чем-то новым. Однако быстрое развитие технологий и эволюция цифровых предпочтений и ожиданий потребителей вызвали повышенный интерес к использованию ИИ для достижения эффективности, повышения конкурентных преимуществ и улучшения взаимодействия с клиентами/заказчиками и другими заинтересованными сторонами.
По мере того как компании продолжают изучать возможности ИИ и инвестировать в него, им также приходится учитывать многочисленные последствия для бизнеса, такие как этика, соблюдение нормативных требований и процессы регулирования; риски (например, операционные и репутационные) и склонность к риску; акционерный капитал; управление и роль совета директоров. В данной статье представлены результаты опроса членов Общества корпоративного управления, посвященного таким аспектам ИИ, как место ИИ в организации, политика/рамки использования, меры по снижению рисков, обучение и тренинги, а также надзор со стороны совета директоров.
Выводы
Респонденты, в основном корпоративные секретари, внутренние юристы и другие специалисты по корпоративному управлению, представляют 97 публичных компаний разного размера и отраслевой принадлежности. [1] Результаты исследования относятся к этим компаниям, и там, где это возможно, включены комментарии, чтобы подчеркнуть различия между демографическими группами респондентов. Приводится фактическое количество ответов на каждый вопрос.
Наиболее распространенными ответами для крупных компаний были: продажи/маркетинг (55%), разработка продукции (48%) и юридические вопросы (42%). Для средних компаний: Не знаю/не применимо (48%), Продажи/Маркетинг (33%) и Разработка продукта (30%). Некоторые респонденты также указали такие области, как операционная деятельность, стратегические возможности, обслуживание клиентов, прогнозирование производства, нормативно-правовое регулирование/надзор, соблюдение нормативных требований и бэк-офисные функции.
Какая функциональная область или отдел в вашей компании несет основную ответственность за вопросы ИИ? [Выберите все, что применимо] (75 ответов)
Некоторые респонденты указали также такие области, как “развитие в режиме реального времени” и “каждый бизнес/функция определяет свою общую стратегию в области ИИ и затем рассматривает ее с главным специалистом по цифровым технологиям”.
Где в совете директоров вашей компании осуществляется основной надзор за ИИ? (75 ответов)
Наиболее часто встречающийся ответ о том, что ни совет директоров, ни комитет совета директоров не несет прямой ответственности за ИИ, был получен от 25% крупных и 38% средних компаний. За ним следуют ответы о том, что вопросы ИИ пока не обсуждаются на уровне совета директоров – 19% и 22% крупных и средних компаний, соответственно.
Ответы тех, кто делегировал полномочия по надзору за ИИ полному составу совета директоров или какому-либо комитету, в разбивке по рыночной капитализации выглядят следующим образом:
- Крупные компании – 19% аудиторских комитетов, 13% технологических комитетов и 13% полного состава совета директоров.
- Средние компании – 11% аудиторских комитетов, 5% комитетов по рискам и 5% полного состава совета директоров.
Опишите, как часто темы, связанные с ИИ, включаются в повестку дня заседаний полного состава совета директоров или комитета(ов) совета директоров, отвечающего(их) за надзор. [Выберите все, что применимо] (73 ответа)
Наиболее распространенные ответы:
- Специально или по мере необходимости – 52% крупных и 31% средних компаний.
- На сегодняшний день вопросы, связанные с ИИ, не были включены в повестку дня заседаний совета директоров или комитетов – об этом сообщили 35% крупных и 53% средних компаний.
Некоторые респонденты дали следующие дополнительные комментарии:
- “ИИ обсуждается в связи с конкретными приложениями (например, при взаимодействии с потребителями)”.
- “Частота обсуждений носит разовый характер, но интерес к ним растет, и они связаны с многочисленными презентациями/дискуссиями”.
- “ИИ обсуждался в рамках более широких дискуссий по кибербезопасности”.
- “ИИ был рассмотрен Комитетом по технологиям в первом квартале 2023 года”.
Разрешает ли ваша компания использование сотрудниками средств ИИ? (69 ответов)
Почти половина (48%) всех респондентов из числа публичных компаний сообщили, что использование инструментов искусственного интеллекта не разрешено или запрещено в явном виде, однако этот показатель существенно различается в зависимости от размера рынка (25% крупных компаний и 63% средних компаний). Кроме того, 14% крупных компаний сообщили, что в настоящее время рассматривают вопрос о разрешении использования инструментов ИИ своими сотрудниками, в то время как среди средних компаний таких компаний оказалось 6%.
Среди компаний, разрешивших сотрудникам использовать инструменты ИИ, 36% крупных и 20% средних компаний разрешили использовать их для конкретных целей, в то время как 14% крупных и 3% средних компаний разрешили использовать их для любых целей.
Некоторые респонденты в своих комментариях дополнительно описывают или уточняют, как именно их компании разрешают использование:
- “На данный момент использование инструментов ИИ ограничено маркетингом и разработкой продуктов”.
- “ИИ может использоваться только в рамках существующей политики в отношении конфиденциальной информации и т.д.”.
- “Использование инструментов ИИ должно иметь законную деловую цель”.
- “Сотрудники имеют широкие полномочия использовать сервисы для помощи в решении неконфиденциальных вопросов, таких как электронные письма, презентации и т.д.”.
- “HR-, юридические, финансовые, продуктовые и технологические подразделения, а также отдел продаж могут использовать инструменты искусственного интеллекта, но все они имеют ограждения и политику”.
- “У нас нет специальной политики в отношении ИИ, но есть политика, согласно которой в рабочих целях могут использоваться только одобренные компанией приложения”.
- “Инструменты ИИ могут использоваться, но с ограничениями на ввод конфиденциальных данных компании”.
- “Лицензированные компанией инструменты разрешены для определенных целей; в остальном генеративный ИИ разрешен для неконфиденциального использования в рамках установленных
внутренних ограничений”. - “Мы не блокируем его для использования сотрудниками, но запрещаем вводить в инструменты ИИ конфиденциальную информацию”.
- “Все положения кодекса поведения распространяются на новые инструменты и каналы”.
Есть ли в вашей компании система использования ИИ, политика или политики в области ИИ или кодекс поведения в области ИИ? (70 ответов)
Наибольший разброс ответов наблюдается в зависимости от размера рынка:
- 17% крупных компаний и 46% средних компаний ответили отрицательно.
- 48% крупных и 23% средних компаний сообщили, что в настоящее время рассматривают такую возможность.
Один из респондентов уточнил: “Мы только что опубликовали отдельное руководство, посвященное защите конфиденциальных данных компании”.
Пересматривала ли ваша компания корпоративную политику, например, в области конфиденциальности, кибербезопасности, управления рисками, хранения документации и т.д., с учетом использования ИИ? (67 ответов)
Наибольший разброс ответов наблюдается в зависимости от размера рынка:
- 18% крупных и 50% средних компаний ответили отрицательно.
- 57% крупных и 29% средних компаний сообщили, что в настоящее время рассматривают такую возможность.
Какие меры по снижению рисков, связанных с ИИ, были приняты/внедрены вашей компанией? [Выберите все, что применимо] (63 ответа)
Наибольший разброс в ответах по рыночным капиталам был связан с принятием/внедрением требований к должной осмотрительности поставщиков/поставщиков или положений контрактов: 8% крупных и 19% средних компаний.
Примечания
1 Рыночная капитализация публичных компаний-респондентов по состоянию на декабрь 2022 г.: 44% крупных компаний (включая мега- и крупномасштабные) (более 10 млрд долл.); 47% средних компаний (от 700 млн до 10 млрд долл.); 8% малых компаний (включая малые, микро- и нанокомпании) (< 700 млн долл.). Отраслевое распределение публичных компаний-респондентов: 33% – потребительские товары; 25% – финансовые услуги; 24% – энергетика, ресурсы и промышленность; 12% – технологии, СМИ и телекоммуникации; 6% – медико-биологические науки и здравоохранение.
Данные по малым и частным компаниям не включены в настоящий отчет и сопровождающий его демографический отчет в связи с ограниченным числом респондентов.