Сбер: из-за утечек персональных данных схемы мошенников стали изощреннее
Кибербезопасность

Сбер: из-за утечек персональных данных схемы мошенников стали изощреннее

В Сбере предупредили, что мошенники, добывая персональные данные, используют уникальные, все более изощренные схемы хищения средств граждан России. При этом количество и попыток хищений, и утечек персональных данных снизилось. Однако вырос средний чек мошенничества.

Об этом сообщил вице-президент по кибербезопасности ПАО Сбербанк Сергей Лебедь в ходе сессии ВЭФ-24 «Цифровой суверенитет и безопасность граждан: правовые модели». По его словам, в настоящее время проблема мошенничества стала колоссальной. С 2020 года Сбер следит за утечками персональных данных. В настоящее время известно о более трех млрд записей утечек.

«Мы говорим о пандемии мошенничества. У нас нет приватности. На начало 2024 года ежесуточно граждане РФ получали 20 млн звонков, из них половина шла через мессенджеры. Сегодня эта цифра значительно уменьшена – примерно шесть млн звонков в день, попыток хищения тоже стало меньше. Но увеличен средний чек мошенничества, причем схема почти каждая – уникальна, за счет знания мошенниками персональных данных гражданина», – отметил Сергей Лебедь.

По его словам, почти любое мошенничество начинается с того, что человека погружают в некую «тайну». Злоумышленники представляются сотрудниками правоохранительных органов или банков и сообщают жертве, что осуществляется специальная операция по спасению денег. Средства якобы выводятся на счета террористов, экстремистов или ВСУ, поэтому необходимо срочно перевести их на безопасный счет, при этом жертве запрещают рассказывать «о специальной операции» друзьям, родственникам, сотрудникам банков или полиции. Часто пугают «распиской о неразглашении».

Схемы крайне опасны, потому что сложно определить, что человек находится под влиянием злоумышленников, и еще труднее вернуть его под контроль. Мошенники рассчитывают повысить свои шансы на успех, пытаясь пресечь влияние третьих лиц.

«Если вы слышите, что незнакомец убеждает вас не разглашать некую информацию, то это первый признак того, что за помощью надо обратиться, а лучше просто прекратить разговор. В отделения Сбера по всей России регулярно приходят люди, находящиеся под влиянием мошенников, и наши сотрудники успешно открывают им глаза на происходящее, хотя очень часто это требует огромных усилий», – сказал Сергей Лебедь.

Сергей Лебедь добавил, что эффективность Сбербанка в борьбе с мошенниками составляет 99,8%.

По закону, банк обязан иметь систему противодействия мошенникам. С июля этого года банки обязаны проверять реквизиты платежей по базе данных, и если это мошенники – операция будет остановлена. Если же не проверит сомнительную операцию – то будет компенсировать гражданину утраченные средства.

«Для противодействия схеме с запугиванием у Сбера есть техническое решение, доступное клиентам в приложении СберБанк Онлайн, — сервис совместных уведомлений. Подключив его, можно контролировать операции по карте своего родственника. Вы увидите, что ваш родственник снял нетипичную большую сумму в банкомате и сможете предпринять усилия, чтобы не допустить беды», – добавил вице-президент по кибербезопасности ПАО Сбербанк.

admin
Author: admin