МВФ выпускает справочник по цифровым валютам для центральных банков мира
МировыеФинансы

МВФ выпускает справочник по цифровым валютам для центральных банков мира

Международный валютный фонд (МВФ) выпустил руководство для глобальных центральных банков, касающееся разработки и внедрения цифровых валют центральных банков (CBDC).

В “Виртуальном справочнике по цифровым валютам центрального банка” МВФ, опубликованном на прошлой неделе, отмечается, что более широкое использование CBDC может “снизить долларизацию” мировой экономики — ситуацию, когда страны перестают полагаться на доллар США в качестве резервной валюты. Дедолларизация повысит стоимость заимствований в Соединенных Штатах, удорожая кредиты для предприятий и частных лиц, что повлияет на экономический рост. Стоимость фондового рынка также может рухнуть, сократив сбережения и инвестиции американцев.

В дополнение к дедолларизации CBDC “может увеличить риски бегства в безопасное место с розничных банковских депозитов в периоды рыночного стресса”. Во времена рыночной волатильности клиенты снимают свои депозиты и переводят их в безопасные активы, чтобы избежать потери денег в таких сценариях, как крах банков.

Если бы были доступны CBDC, то снятие средств из банка и помещение их в такие активы показалось бы многим безопасным вариантом для многих людей, что привело бы к банкротству банка.

Организация отметила, что CBDC могут предложить “надежное хранилище ценностей и эффективные платежные средства, которые могут усилить конкуренцию за депозитное финансирование, увеличить долю банков в оптовом финансировании и снизить прибыль банков”.

Руководство МВФ было опубликовано после того, как директор организации Кристалина Георгиева продвигала использование CBDC во время Сингапурского финтех-фестиваля 15 ноября, утверждая, что такие цифровые валюты могут положить конец экономике, основанной на наличных деньгах.

CBDC могут заменить наличные деньги, которые дорого распределять в островных экономиках, – сказала она во время выступления. “CBDC предложили бы безопасную и недорогую альтернативу наличным деньгам. Они также стали бы связующим звеном между частными денежными средствами и критерием для измерения их стоимости, точно так же, как наличные деньги сегодня, которые мы можем снимать в наших банках ”.

Еще в мае г-жа Георгиева говорила, что мир движется к широкому внедрению CBDC, не принимая во внимание риски, связанные с таким переходом.

“К чему мы относимся осторожно, так это к выбору между оптовыми и розничными CBDC. Мы считаем, что оптовые CBDC могут быть внедрены с довольно небольшим запасом для нежелательных сюрпризов. В то время как розничные CBDC полностью трансформируют финансовую систему таким образом, что мы не совсем знаем, к каким последствиям это может привести ”, – сказала она во время обсуждения.

Оптовые CBDC предназначены для использования в межбанковских расчетах, а также в транзакциях между учреждениями и другими участниками рынка, в то время как розничные CBDC предназначены для использования населением в целом и другими учреждениями.

Потенциальный риск розничных CBDC заключается в том, что средства выводятся из традиционных коммерческих банков и депонируются в виде CBDC в центральных банках. Истощение депозитов повлияет на кредитоспособность коммерческих банков, возможно, усугубив любой банковский кризис.

Правительство США CBDC

В то время как МВФ продвигает CBDC, законодатели-республиканцы предпринимают шаги, чтобы помешать правительству США выпускать такие цифровые валюты. В сентябре представитель Том Эммер (R-Minn.) вновь введен Государственный закон CBDC о борьбе с надзором.

В пресс-релизе от 12 сентября г-н Эммер отметил, что в отличие от децентрализованных криптовалют, таких как биткоин, CBDC разрабатываются и выпускаются правительством, “и [совершают операции] в цифровой бухгалтерской книге, которая контролируется этим правительством”. Это может дать администрации полномочия “следить за транзакциями американцев и пресекать политически непопулярную деятельность”.

Законопроект вводит следующие запреты:

  • Он запрещает Федеральной резервной системе США выдавать CBDC напрямую частным лицам, таким образом гарантируя, что ФРС не сможет мобилизовать себя как розничный банк и собирать личные данные американцев.
  • Оно запрещает ФРС косвенно выпускать CBDC частным лицам через посредника, тем самым блокируя центральный банк от запуска розничной цифровой валюты через двухуровневую финансовую систему.
  • Он запрещает ФРС использовать какие-либо CBDC для реализации своей денежно-кредитной политики. Это гарантирует, что центральный банк не сможет использовать эти валюты в качестве “инструмента контроля над американской экономикой”.

В марте 2022 года президент Джо Байден подписал распоряжение, в котором ФРС просит продолжить текущие исследования и эксперименты с CBDC и оценить преимущества и риски цифрового доллара.

Говоря об этой проблеме, г-н Эммер сказал, что “отчеты агентства по этому распоряжению ясно дали понять, что администрация Байдена не только жаждет создать CBDC, но и готова обменять право американцев на финансовую конфиденциальность на цифровую валюту центрального банка в стиле надзора”.

“Мы не позволим этому случиться”, – сказал он. Государственный закон CBDC о борьбе с надзором “гарантирует, что политика Соединенных Штатов в области цифровых валют находится в руках американского народа, а не административного государства, чтобы она отражала наши американские ценности конфиденциальности, индивидуального суверенитета и конкурентоспособности на свободном рынке”.

20 сентября Комитет Палаты представителей по финансовым услугам принял законопроект.

Еще в апреле член правления Федеральной резервной системы Мишель Боуман предупредила в своем выступлении, что CBDC может представлять “значительные риски, проблемы и компромиссы”.

Существует “риск того, что CBDC предоставит не только окно, но и потенциально станет препятствием для свободы, которой пользуются американцы в выборе того, как использовать и инвестировать деньги и ресурсы”.

CBDC также может привести к политизации платежной системы, потенциально подрывая независимость ФРС, сказала г-жа Боуман.

В мае Палата представителей Флориды приняла законопроект, запрещающий использование CBDC в штате. Законопроект определил деньги так, чтобы исключить CBDC. За несколько недель до принятия законопроекта губернатор Флориды Рон ДеСантис указал на Китай как на потенциальный пример того, как CBDC могут негативно повлиять на людей.

“Не смотрите дальше Китая, чтобы увидеть влияние централизованной цифровой валюты”, – сказал он. “Народный банк Китая использует свой центральный банк для мониторинга поведения граждан, позволяя осуществлять надзор за привычками тратить деньги и ограничивать доступ к товарам и услугам”.


Виртуальное руководство МВФ по цифровой валюте Центрального банка (CBDC) является справочным пособием для политиков и экспертов центральных банков и министерств финансов. Оно также служит основой для взаимодействия МВФ с властями стран и другими заинтересованными сторонами.

Виртуальное руководство CBDC направлено на сбор и обмен знаниями, уроками, эмпирическими выводами и механизмами для ответа на наиболее часто задаваемые вопросы политиков по CBDC. По мере роста объема наших знаний и анализа мы будем продолжать добавлять около пяти глав каждый год, стремясь к 2026 году создать около двадцати глав. Более того, главы будут периодически обновляться, отражая меняющиеся взгляды.

Наши первые главы доступны ниже. Следующая серия глав, вероятно, будет посвящена финансовой стабильности, сравнению с другими платежными инновациями и внедрению конечными пользователями среди прочих тем.

1. Как странам следует изучать CBDC?

Изучение CBDC – это важное мероприятие, требующее принятия сложных решений в быстро меняющейся цифровой среде. В этой главе представлена динамичная структура, которая является итеративной, гибкой и реагирует на новую информацию по мере ее появления. Во-первых, страны должны четко определить политические цели CBDC и соответствующие меры успеха. Во-вторых, риски должны быть идентифицированы, по возможности количественно, и сопровождаться стратегией их сдерживания. В-третьих, национальным органам власти следует провести тщательную оценку своей способности экспериментировать, регулировать, надзирать и в конечном итоге внедрять CBDC. В-четвертых, коммуникация о CBDC имеет решающее значение, и стратегия взаимодействия с заинтересованными сторонами должна быть разработана на ранней стадии. В-пятых, центральные банки должны установить набор требований к функциям на основе предыдущих шагов. В-шестых, надежная правовая база и надежные нормативные основы должны лежать в основе проекта CBDC с самого начала. Эти шаги не должны создавать впечатления линейного процесса. Учитывая быстрое развитие технологий и текущие уроки, которые извлекаются — и будут извлекаться — во всем мире, исследование CBDC необходимо будет продолжать даже после момента выпуска.

2. Как центральные банки могут управлять разработкой продукта CBDC?

В этой главе представлена “методология 5P”, разработанная для руководства центральными банками в изучении и разработке CBDC, от исследования до потенциального запуска. Методология основана на опыте различных юрисдикций и включает лучшие практики из различных отраслей промышленности и предназначена для облегчения экспериментов и поддержки прогрессивного принятия решений при эффективном управлении рисками. Методология 5P состоит из пяти отдельных этапов. Подготовительный этап фокусируется на исследовании тенденций, определении целей, установлении критериев успеха, оценке осуществимости, оценке потенциала и анализе рисков. Этап проверки концепции включает в себя проведение маломасштабных эмпирических тестов и мероприятий по валидации для получения представления о конструкции CBDC, как правило, в лабораторных условиях. Этап создания прототипа концентрируется на разработке или приобретении необходимых технологий и выборе соответствующих партнеров. Пилотный этап представляет собой живое тестирование квази-конечного продукта, в то время как этап производства знаменует окончательный выпуск и эксплуатацию CBDC.

3. Повлияют ли CBDC на проводимую денежно-кредитную политику?

CBDC могут повлиять на макроэкономическую среду, лежащую в основе проведения денежно-кредитной политики. CBDC предлагает надежное хранилище ценностей и эффективные платежные средства, что может усилить конкуренцию за финансирование депозитов, увеличить долю банков в оптовом финансировании и снизить прибыль банков. CBDC также может способствовать расширению доступа к финансовым услугам и помочь снизить долларизацию или криптоизацию. Эти изменения в макроэкономической среде потенциально могут укрепить каналы передачи денежно-кредитной политики, если CBDC будет надлежащим образом разработан. Ожидается, что при умеренных уровнях активов CBDC влияние на проводимую денежно-кредитную политику в обычное время будет относительно небольшим. Однако эти эффекты могут быть более значительными в условиях низких процентных ставок или стресса на финансовом рынке, при котором увеличивается относительная стоимость CBDC. Бесплатный CBDC может ужесточить нулевую нижнюю границу процентных ставок. Наконец, CBDC может увеличить риски бегства в безопасное место от розничных банковских депозитов в периоды рыночного стресса.

4. Как можно реализовать меры по управлению потоками капитала с помощью CBDC?

В этой главе рассматриваются преимущества, риски и сложности внедрения мер по управлению потоками капитала (CFM) через CBDC. В нем утверждается, что CFM, когда это оправдано, могут продолжать оставаться частью политического инструментария страны в эпоху цифровых технологий. Более того, оцифровка информации и программируемость транзакций, ведущая к автоматизации проверок соответствия требованиям, могут повысить эффективность по сравнению с сегодняшним внедрением CFM, хотя и повысить операционные риски. Важно отметить, что внедрение CFM повысит программируемость транзакций CBDC, а не самого CBDC, поскольку деньги должны оставаться взаимозаменяемыми. Необходимо дополнительно проанализировать несколько вопросов, например, спецификацию правовой базы, окружающей цифровые CFM.

5. Может ли CBDC способствовать расширению доступа к финансовым услугам?

Расширение доступа к финансовым услугам часто является ключевой политической целью розничного CBDC, особенно в странах с формирующимся рынком и с более низким уровнем дохода. При надлежащем проектировании для устранения барьеров на пути расширения доступа к финансовым услугам CBDC могут получить признание в качестве платежного механизма для групп населения, лишенных доступа к финансовым услугам. CBDC могут быть разработаны таким образом, чтобы воспроизводить некоторые желательные свойства наличных денег, например, доступ к платежам без банковского счета, доверие, связанное с деньгами центрального банка, низкие комиссии или их отсутствие, а также менее строгие требования к идентификации для групп с низким уровнем риска, которым трудно получить официальные документы, удостоверяющие личность. Тем не менее, полное соблюдение требований финансовой целостности остается необходимым. CBDC также может предложить преимущества помимо наличных денег, такие как развитие финансовой истории, чтобы помочь расширить доступ к кредитам. Таким образом, CBDC может служить ценной точкой входа в официальную финансовую систему. Как инициатива государственного сектора, не стимулирующая получение прибыли, CBDC также могут стимулировать конкуренцию путем снижения цен на платежи и финансовые услуги. Более того, CBDC могут удовлетворять потребности удаленных групп населения и населения с низким доходом, которые недостаточно хорошо обслуживаются частным сектором, благодаря доступности на различных аппаратных устройствах и в офлайн-средах. Однако CBDC сам по себе не является “серебряной пулей” на пути к расширению доступа к финансовым услугам, поскольку может столкнуться с барьерами, характерными для цифровых продуктов, такими как пробелы в цифровой и финансовой грамотности, а также в доступе к электричеству и цифровым сетям. CBDC может быть не лучшим решением для расширения доступа к финансовым услугам для каждой страны, и директивным органам следует оценить широкий спектр стратегий и инициатив, включая CBDC, но не ограничиваясь ими, для поддержки расширения доступа к финансовым услугам.

admin
Author: admin