Инициативу разработает и представит в Госдуму совместная группа депутатов и сенаторов. Этот проект закона призван систематизировать сферу креативных индустрий и установить меры поддержки для ее развития.
В Госдуме разработан законопроект, который называется “О развитии креативных (творческих) индустрий”. Об этом сообщил источник, близкий к нижней палате парламента, журналу “Ведомости”. Согласно другому собеседнику “Ведомостей”, текст этого документа был предварительно согласован с администрацией президента. Первый заместитель председателя комитета Госдумы по экономической политике, Денис Кравченко, который также является автором этой инициативы и представляет “Единую Россию”, подтвердил журналу “Ведомости”, что этот законопроект будет внесен в ближайшее время.
Создатели этого законопроекта включают в себя не только депутатов всех фракций и сенаторов, но также представителей рынка креативных индустрий. Они уже начали предлагать свои идеи для обсуждения с начала второй половины 2022 года.
Цель этой инициативы, по словам Кравченко, заключается в том, чтобы определить, что такое креативная индустрия, выделить ее из тени и предоставить поддержку, которая стимулировала бы развитие этой сферы в российской экономике.
В рамках этого законопроекта охватываются различные виды творческой деятельности, которые приносят доход. Он предлагает определение креативной индустрии как “экономической деятельности, напрямую связанной с созданием, продвижением, распространением и/или реализацией креативных продуктов, которые обладают уникальностью и экономической ценностью”. Люди, работающие в этой сфере, будут признаваться субъектами креативных индустрий. Результаты интеллектуальной деятельности или их совокупность будут считаться “креативными продуктами”.
Однако важно будет определить границу между разными видами деятельности, как говорит Кравченко. Например, он приводит пример музыканта Дениса Мацуева: когда он играет в филармонии, это считается частью сферы культуры, но когда его приглашают звукозаписывающие компании для записи дисков и их многомиллионные продажи, это уже считается креативной индустрией.
Согласно проекту закона, устанавливаются условия для деятельности и государственной поддержки субъектов креативных индустрий. Однако конкретные меры поддержки (правового, экономического и организационного характера) не указаны в законопроекте, и отмечается, что их могут осуществлять как федеральные, так и региональные органы власти. Они будут предоставляться при соблюдении ряда условий, таких как регистрация на территории России как юридического лица, индивидуального предпринимателя или физического лица, применяющего специальный налоговый режим “Налог на профессиональный доход”, а также осуществление деятельности на территории России и включение в единый реестр субъектов креативных индустрий и самих индустрий.
Авторы этой инициативы намерены передать основные полномочия регионам, как поясняет Кравченко: “Через несколько лет мы оценим лучшие региональные практики и, при необходимости, дополним закон”. Этот законопроект имеет рамочный характер, что дает регионам большую степень свободы для развития креативных индустрий, которые они сами определят как приоритетные. Авторы законопроекта стремятся установить общие принципы господдержки, а губернаторы, заинтересованные в этом вопросе, смогут определить важные для них индустрии и акценты. К примеру, Калининград уже решил сосредоточиться на кинематографии, и компании, занимающиеся съемкой фильмов в городе, получают налоговые льготы, так как в городе созданы условия для этой деятельности.
Также предусматривается, что в рамках этого законопроекта будут определены креативные кластеры, то есть территории, где компании, занимающиеся креативной деятельностью, компактно располагаются. Этот законопроект имеет рамочный характер и создает правовую основу для будущих мер господдержки. Эти меры могут, например, поддерживать проекты, подобные арт-кластеру “Квадрат” в Уфе или кластеру “Свобода 2” в Челябинске. Креативная экономика играет важную роль в моногородах как способ привлечения молодежи.
Порядок формирования и ведения реестра субъектов креативных индустрий будет установлен правительством России. Это означает, что компании, не занимающиеся профильной деятельностью (например, если менее половины их выручки приходится на креативную деятельность), не смогут быть включены в реестр. Также правительство определит, какие имущественные объекты относятся к инфраструктуре креативных индустрий, и эти объекты не смогут быть приватизированы. Кроме того, будет установлен порядок признания территории креативными кластерами и другие детали. Уполномоченный орган, назначенный правительством, сможет выполнять “другие полномочия” в этой сфере, установленные кабинетом министров.
Согласно Кравченко, реестр субъектов креативных индустрий будет вести Министерство экономического развития, которое также получит полномочия по работе с креативными индустриями. Ведомство должно сосредоточить свое внимание на инновационных направлениях, которые важны для российской экономики. В настоящее время различные полномочия размазаны между разными ведомствами, что приводит к недостаточной координации. В разных регионах вопросы, связанные с регулированием предлагаемого закона, находятся под надзором разных ведомств, и это вызывает проблемы. Кравченко подчеркивает, что их задача – упорядочить эту ситуацию. Консолидация полномочий в Министерстве экономического развития находится в стадии обсуждения. Министерство экономического развития пока не видело законопроекта, предложенного парламентариями, но готово его рассмотреть.
Президент Владимир Путин дал поручение правительству и Агентству стратегических инициатив (АСИ) внедрить в законодательство термины “креативная экономика” и “творческие (креативные) индустрии”, а также определить список таких индустрий. Представители федеральных органов власти и АСИ внесли свой вклад на этапе разработки, и мы с удовольствием учли их системные предложения, сообщил Кравченко.
Светлана Чупшева, генеральный директор АСИ, выразила признательность коллегам из Госдумы за учет их предложений при создании законопроекта о развитии креативной экономики. Она также подчеркнула, что методология, разрабатываемая с участием АСИ, позволит проводить ежегодную оценку креативных индустрий и их вклада в российскую экономику. Этот подход позволит увеличить долю креативных индустрий в ВВП России до 6,5% к 2030 году, по оценкам АСИ, что включает отрасль информационных технологий, в настоящее время доля составляет 4,7%.
Софья Троценко, член правления Союза Креативных кластеров и основатель Центра современного искусства “Винзавод”, подчеркнула важность введения в законодательство определения “креативного кластера” и критериев для получения этого статуса для имущественного комплекса. Она отметила, что для развития креативных кластеров в регионах важны специальные виды использования земельных участков, упрощенная процедура включения объектов культурного наследия в состав креативных кластеров и упрощенные процедуры изменения функционального назначения объектов в креативные кластеры.
Марина Абрамова, президент Ассоциации “Креативная экономика”, подчеркнула важность объединения различных сегментов креативной экономики под единым критерием, что дает возможность рассматривать их как единый субъект экономической деятельности. Она отметила, что законопроект имеет рамочный характер, что позволяет разрабатывать подходы к разным сегментам креативной экономики.
Таким образом, внедрение терминов и определений в законодательство и разработка соответствующего законопроекта являются важным шагом в признании креативных индустрий и их значимости для экономики России.