11 октября президент Майя Санду представила новую Стратегию национальной безопасности Молдовы, межведомственный продукт Высшего совета безопасности страны и других соответствующих правительственных институтов. В документе повестка дня России в регионе оценивается как представляющая прямую угрозу стремлениям Молдовы вступить в Европейский союз и даже независимой государственности Молдовы.
Новая стратегия является первым официальным публичным документом за 32 года независимости Республики Молдова, который характеризует Россию как непримиримого противника, признает угрозы для Республики Молдова экзистенциальными и излагает стратегию противодействия этим угрозам. Предыдущая стратегия национальной безопасности Молдовы, разработанная номинально проевропейским, но неоднородным правительством в 2011 году, включала Россию в число “стратегических партнеров” Молдовы, хотя и позади Европейского союза, Соединенных Штатов и Румынии (Ziarul National, 13 октября 2023 года).
Наблюдатели, похоже, до сих пор упускали из виду две характерные особенности этого документа. Во-первых, он перестает поклоняться “нейтралитету” Молдовы. Во-вторых, в ней говорится о возможном политическом разрешении приднестровского конфликта без прямого участия России (см. ниже).
Настоящий документ влечет за собой далеко идущие внутриполитические последствия в Молдове. Оценка России в этом документе, при всей ее реалистичности и точности, отражает взгляды основных групп молдавского общества, ориентированных на Запад. Значительная часть молдавского электората просто не принимает такой взгляд на Россию, в то время как другим это неприятно, и они нуждаются в социализации после многих лет воздействия российской пропаганды (см. EDM, 23 марта, часть первая, часть вторая). Молдове предстоят три года выборов подряд: общенациональные местные выборы в ноябре 2023 года, президентские выборы в 2024 году и парламентские выборы в 2025 году. Таким образом, публикация Стратегии национальной безопасности в настоящее время влечет за собой определенные политические риски для молдавских лидеров.
Это также отражает изменение руководством Страны тактики проведения внутренних выборов. Санду и Партия действия и солидарности одержали победу на выборах 2020 и 2021 годов благодаря широкомасштабным, инклюзивным, негеополитическим, деполяризирующим кампаниям, которые привлекли на свою сторону часть дружественных России избирателей и многих сторонников забора. Теперь руководство, похоже, готово рассмотреть избирательную тактику, основанную на жестком геополитическом выборе, внутренней поляризации и максимальной мобилизации основных сторонников.
Новая стратегия характеризует нынешнюю обстановку в области безопасности как наиболее опасную с тех пор, как Молдова стала независимым государством (Presedinte.md, дата обращения 13 октября). Россия является источником многочисленных угроз, в то время как собственная уязвимость Молдовы усугубляет эти опасности. Россия “стремится уничтожить украинскую государственность и нацию, а затем расширить свои территориальные владения” в других направлениях, таких как Молдова. Это “амбиции российского правительства по созданию военного сухопутного коридора [через Украину] в направлении Молдовы, шаг, который заложил бы основу для немедленного насильственного изменения конституционного строя и ликвидации нашей государственности”. Более того, “Россия и ее ставленники в Молдове представляют собой самый опасный и постоянный источник угрозы, который, если ему не противостоять, может иметь серьезные последствия для государственности, демократии и процветания нашей страны”.
В документе конечная, или максимальная, цель России в Молдове определяется как “установление политического и экономического контроля над страной”.
С этой целью Россия сталкивает Молдову с широким спектром угроз ее безопасности. К ним относятся: “военная агрессия против Украины; гибридные операции против Молдовы в политической, экономической, энергетической, информационной и других сферах, направленные на подрыв конституционного порядка, срыв европейского курса Молдовы и / или расчленение государства; незаконное присутствие России в Приднестровье и ее контроль над тамошними сепаратистскими структурами”. Москва прибегает к “энергетическому шантажу, существенно сокращая поставки газа, чтобы оказать давление на правительство и общество”. Режим Владимира Путина стремится спровоцировать “действия по нарушению общественного порядка, вмешивается в выборы и [вербует] местных доверенных лиц среди коррумпированных политиков, беглых олигархов и деятелей криминального мира”.
Из-за этих действий документ определяет Россию как самую серьезную угрозу безопасности Молдавии. Совокупный подход Москвы делает “очевидным, что Россия не откажется от своих враждебных действий против Молдовы в ближайшее время. Поэтому мы должны научиться жить в условиях гибридной войны высокой интенсивности, которую Россия будет вести в течение длительного периода времени” против Молдовы и в регионе.
Нынешнее правительство в Кишиневе считает безопасность Молдовы и даже ее выживание неотделимыми от безопасности Украины. В стратегии безопасности говорится: “Гипотетическое исчезновение независимой Украины поставило бы под серьезную угрозу существование и выживаемость Молдовы как независимого и демократического государства”. И наоборот, “независимая Украина, будучи полноправным членом европейской семьи, является ключевым компонентом национальной безопасности Молдовы”.
Стратегия определяет собственные глубокие уязвимости Молдовы, все из которых предшествовали нынешнему кризису и усугубляются продолжающимися действиями России.
- Уязвимые места в военном плане: “недостаточно оснащенная армия“ и ”отсутствие государственного контроля над частью страны”;
- Экономические уязвимости: “Молдавское сельское хозяйство в значительной степени зависит от российского рынка”, ”отсутствие прямого подключения к европейским энергетическим рынкам”, ”недостаточные внутренние мощности по производству электроэнергии и тепла” и “ограниченное транспортное сообщение с прямыми соседями Румынией и Украиной”;
- Политическая уязвимость: “плохая интеграция национальных меньшинств” и “отсутствие государственной политики в отношении национальных меньшинств”;
- Уязвимость общества: “высокий уровень бедности”, “ускоряющееся сокращение численности населения”, ”ограниченные административные возможности государственных институтов”, “не полностью реформированная система правосудия”, “повсеместная коррупция”, “долгосрочная подверженность общества заблуждениям и дезинформации” и “слабые институциональные возможности по борьбе с подобными информационными операциями”.
Последствия изменения климата особенно разрушительны для преимущественно сельскохозяйственной экономики Молдовы. Страна страдает от продолжительных засух, аномальной жары и нехватки чистой воды. Противодействие глобальному потеплению в рамках климатической политики Европейского союза входит в число главных приоритетов Стратегии национальной безопасности Молдовы.
Чтобы противостоять угрозам России и устранить собственную уязвимость, Кишинев намерен создать армию с нуля и продолжить разработку национальных программ противодействия. Для достижения этих целей она рассчитывает на военную помощь и обучение со стороны некоторых стран-членов НАТО, а также на нелетальную помощь со стороны Европейского союза, в основном за счет пожертвований Молдове. Руководство Страны проводит общенациональную педагогическую работу, чтобы убедить граждан в необходимости инвестировать в национальную безопасность и оборону.