Стратегия национальной безопасности Молдовы
Мировые

Стратегия национальной безопасности Молдовы определяет Россию как экзистенциальную угрозу, Европу как пункт назначения

11 октября президент Майя Санду представила новую Стратегию национальной безопасности Молдовы, межведомственный продукт Высшего совета безопасности страны и других соответствующих правительственных институтов. В документе повестка дня России в регионе оценивается как представляющая прямую угрозу стремлениям Молдовы вступить в Европейский союз и даже независимой государственности Молдовы.

Новая стратегия является первым официальным публичным документом за 32 года независимости Республики Молдова, который характеризует Россию как непримиримого противника, признает угрозы для Республики Молдова экзистенциальными и излагает стратегию противодействия этим угрозам. Предыдущая стратегия национальной безопасности Молдовы, разработанная номинально проевропейским, но неоднородным правительством в 2011 году, включала Россию в число “стратегических партнеров” Молдовы, хотя и позади Европейского союза, Соединенных Штатов и Румынии (Ziarul National, 13 октября 2023 года).

Наблюдатели, похоже, до сих пор упускали из виду две характерные особенности этого документа. Во-первых, он перестает поклоняться “нейтралитету” Молдовы. Во-вторых, в ней говорится о возможном политическом разрешении приднестровского конфликта без прямого участия России (см. ниже).

Настоящий документ влечет за собой далеко идущие внутриполитические последствия в Молдове. Оценка России в этом документе, при всей ее реалистичности и точности, отражает взгляды основных групп молдавского общества, ориентированных на Запад. Значительная часть молдавского электората просто не принимает такой взгляд на Россию, в то время как другим это неприятно, и они нуждаются в социализации после многих лет воздействия российской пропаганды (см. EDM, 23 марта, часть перваячасть вторая). Молдове предстоят три года выборов подряд: общенациональные местные выборы в ноябре 2023 года, президентские выборы в 2024 году и парламентские выборы в 2025 году. Таким образом, публикация Стратегии национальной безопасности в настоящее время влечет за собой определенные политические риски для молдавских лидеров.

Это также отражает изменение руководством Страны тактики проведения внутренних выборов. Санду и Партия действия и солидарности одержали победу на выборах 2020 и 2021 годов благодаря широкомасштабным, инклюзивным, негеополитическим, деполяризирующим кампаниям, которые привлекли на свою сторону часть дружественных России избирателей и многих сторонников забора. Теперь руководство, похоже, готово рассмотреть избирательную тактику, основанную на жестком геополитическом выборе, внутренней поляризации и максимальной мобилизации основных сторонников.

Новая стратегия характеризует нынешнюю обстановку в области безопасности как наиболее опасную с тех пор, как Молдова стала независимым государством (Presedinte.md, дата обращения 13 октября). Россия является источником многочисленных угроз, в то время как собственная уязвимость Молдовы усугубляет эти опасности. Россия “стремится уничтожить украинскую государственность и нацию, а затем расширить свои территориальные владения” в других направлениях, таких как Молдова. Это “амбиции российского правительства по созданию военного сухопутного коридора [через Украину] в направлении Молдовы, шаг, который заложил бы основу для немедленного насильственного изменения конституционного строя и ликвидации нашей государственности”. Более того, “Россия и ее ставленники в Молдове представляют собой самый опасный и постоянный источник угрозы, который, если ему не противостоять, может иметь серьезные последствия для государственности, демократии и процветания нашей страны”.

В документе конечная, или максимальная, цель России в Молдове определяется как “установление политического и экономического контроля над страной”.

С этой целью Россия сталкивает Молдову с широким спектром угроз ее безопасности. К ним относятся: “военная агрессия против Украины; гибридные операции против Молдовы в политической, экономической, энергетической, информационной и других сферах, направленные на подрыв конституционного порядка, срыв европейского курса Молдовы и / или расчленение государства; незаконное присутствие России в Приднестровье и ее контроль над тамошними сепаратистскими структурами”. Москва прибегает к “энергетическому шантажу, существенно сокращая поставки газа, чтобы оказать давление на правительство и общество”. Режим Владимира Путина стремится спровоцировать “действия по нарушению общественного порядка, вмешивается в выборы и [вербует] местных доверенных лиц среди коррумпированных политиков, беглых олигархов и деятелей криминального мира”.

Из-за этих действий документ определяет Россию как самую серьезную угрозу безопасности Молдавии. Совокупный подход Москвы делает “очевидным, что Россия не откажется от своих враждебных действий против Молдовы в ближайшее время. Поэтому мы должны научиться жить в условиях гибридной войны высокой интенсивности, которую Россия будет вести в течение длительного периода времени” против Молдовы и в регионе.

Нынешнее правительство в Кишиневе считает безопасность Молдовы и даже ее выживание неотделимыми от безопасности Украины. В стратегии безопасности говорится: “Гипотетическое исчезновение независимой Украины поставило бы под серьезную угрозу существование и выживаемость Молдовы как независимого и демократического государства”. И наоборот, “независимая Украина, будучи полноправным членом европейской семьи, является ключевым компонентом национальной безопасности Молдовы”.

Стратегия определяет собственные глубокие уязвимости Молдовы, все из которых предшествовали нынешнему кризису и усугубляются продолжающимися действиями России.

  • Уязвимые места в военном плане: “недостаточно оснащенная армия“ и ”отсутствие государственного контроля над частью страны”;
  • Экономические уязвимости: “Молдавское сельское хозяйство в значительной степени зависит от российского рынка”, ”отсутствие прямого подключения к европейским энергетическим рынкам”, ”недостаточные внутренние мощности по производству электроэнергии и тепла” и “ограниченное транспортное сообщение с прямыми соседями Румынией и Украиной”;
  • Политическая уязвимость: “плохая интеграция национальных меньшинств” и “отсутствие государственной политики в отношении национальных меньшинств”;
  • Уязвимость общества: “высокий уровень бедности”, “ускоряющееся сокращение численности населения”, ”ограниченные административные возможности государственных институтов”, “не полностью реформированная система правосудия”, “повсеместная коррупция”, “долгосрочная подверженность общества заблуждениям и дезинформации” и “слабые институциональные возможности по борьбе с подобными информационными операциями”.

Последствия изменения климата особенно разрушительны для преимущественно сельскохозяйственной экономики Молдовы. Страна страдает от продолжительных засух, аномальной жары и нехватки чистой воды. Противодействие глобальному потеплению в рамках климатической политики Европейского союза входит в число главных приоритетов Стратегии национальной безопасности Молдовы.

Чтобы противостоять угрозам России и устранить собственную уязвимость, Кишинев намерен создать армию с нуля и продолжить разработку национальных программ противодействия. Для достижения этих целей она рассчитывает на военную помощь и обучение со стороны некоторых стран-членов НАТО, а также на нелетальную помощь со стороны Европейского союза, в основном за счет пожертвований Молдове. Руководство Страны проводит общенациональную педагогическую работу, чтобы убедить граждан в необходимости инвестировать в национальную безопасность и оборону.

admin
Author: admin