Российские компании всё активнее проявляют интерес к китайским решениям в области информационной безопасности. Это происходит на фоне ухода с российского рынка крупных иностранных поставщиков решений в этой области, сообщает «Коммерсантъ».
Представители интеграторов рассказали журналистам, что в последние месяцы действительно наблюдается рост спроса на китайские ИБ-продукты среди отечественных организаций, причём значительный.
Наибольший интерес сейчас российские заказчики проявляют к межсетевым экранам от китайских производителей. При этом, отечественные разработчики софта в сфере информационной безопасности не боятся конкуренции с Китаем, потому что у коллег из «Поднебесной» отсутствуют сертификаты ФСТЭК, что не позволяет им взаимодействовать в этом направлении с государственным сектором и субъектами критической информационной инфраструктуры. Представители рынка же уверены, что это является лишь вопросом времени (процесс получения китайцами необходимых сертификатов).
По информации интегратора К2Тех, который в марте 2023 года провел опрос среди отечественных компаний из основных секторов экономики, весной 2022 года только около 5% опрошенных заявляли о использовании в своей работе китайских решений по кибербезопасности. При этом по состоянию на март 2023 года примерно 60% респондентов планируют заместить с помощью китайских ИБ-решений продукты покинувших российский рынок иностранных вендоров, среди которых Palo Alto Networks, Cisco и многие другие. В
К2Тех также подчеркнули, что отечественные организации наиболее заинтересованы в китайских межсетевых экранах. Подобные решения в Китае сейчас ищут свыше 70% опрошенных российских компаний. Также популярностью у российских организаций пользуются системы предотвращения вторжений (IPS). В скором времени их планируют приобрести около 47% опрошенных. А на третьем месте по востребованности располагаются новые системы мониторинга и сканеры безопасности — на эти китайские решения планируют перейти 16% российских компаний, принявших участие в опросе.
Владимир Арышев, эксперт по комплексным ИБ-проектам STEP LOGIC, подчеркнул, что свободные сегменты рынка информационной безопасности активно занимают как российские, так и китайские вендоры. Отечественные решения на фоне азиатских вполне конкурентоспособны, поэтому в большинстве случаев решающее значение для заказчиков имеет цена. “Если стоимость китайских продуктов значительно ниже отечественных аналогов, то компании готовы их рассматривать и тестировать. В настоящий момент китайские производители представлены в различных классах решений, некоторые из них предлагают широкие линейки продуктов. Например, крупный китайский вендор Sangfor выпускает решения классов NGFW, WAF, NTA и EDR”, — отметил Владимир Арышев.
Сергей Пыжик, заместитель генерального директора Infosecurity a Softline Company, заявил: “Действительно, оказавшись в новых реалиях ограничений в поставках ИБ-решений западных вендоров, а так же отсутствия технической поддержки по уже закупленным и внедренным СЗИ, отечественные компании проявляют всё больший интерес к альтернативным продуктам, в том числе рынка Поднебесной. Однако из-за ограничения в сертификации, неопределенности и отсутствия гарантий в вопросах логистики и получения поддержки в будущем, что сегодня является одним из ключевых факторов при выборе того или иного решения, наши компании отдают приоритет российским вендорам-производителям. И по оценкам Infosecurity, к 2025-2026 году не менее 70% всех заказчиков перейдет именно на отечественные решения”.
Алексей Хмельницкий, генеральный директор RooX, прокомментировал результаты исследования: “Конечно, опустевшая ниша должна чем-то наполниться. По нашим данным основными препятствиями при выборе систем управления доступа сейчас стали поддержка российской специфики (совместимость с отечественным стеком технологий и некоторые функциональные возможности) и соответствие стандартам безопасности (здесь и требования ГОСТов, и сертификация ФСТЭК, и другие требования ИБ). Существенную роль в корпоративном ПО играет и сервисная часть — доступная поддержка, документация, партнерская сеть. По этим параметрам у российских решений еще есть некоторый временной гэп относительно предложений из Китая”.
Фёдор Музалевский, директор технического департамента RTM Group, подчеркнул: “На китайский рынок сейчас смотрят не только ибэшники, но и вообще представители различных направлений бизнеса. Для ИБ из очевидных плюсов китайских решений – широта линейки как в части аппаратного обеспечения, так и в части программного (несмотря на то, что они до сих пор не были представлены на нашем рынке, проблем с локализацией никогда не возникало), но, однако, нужно смотреть на то, чтобы не возникало нарушений патентного законодательства. Ещё один явный плюс – привлекательная стоимость, хотя они и уступают по функционалу таким мощным конкурентам, как Cisco. Из минусов можно назвать следующие: работа не по тем стандартам, по которым мы привыкли работать; проблема с поддержкой (многие китайские вендоры не имеют поддержки на английском, не говоря о русском); потенциальная возможность отказа от работы с Россией в рамках санкций. Учитывая все это, важно очень аккуратно относиться к возможности работы с китайским рынком и искать альтернативы”.