11 февраля 2025 года в Париже завершился Саммит действий по искусственному интеллекту (AI Action Summit), собравший представителей более 100 стран, включая глав государств, руководителей международных организаций, экспертов и представителей гражданского общества. Целью мероприятия было обсуждение глобального управления искусственным интеллектом (ИИ) с акцентом на этический, устойчивый и инклюзивный подход. Однако саммит выявил значительные разногласия между странами относительно подходов к регулированию ИИ.
Итоговая декларация и отказ США и Великобритании от подписания
Итоговая декларация саммита призывала к развитию ИИ, который был бы “открытым, инклюзивным, прозрачным, этичным, безопасным, надежным и заслуживающим доверия”. Документ подписали 61 страна, включая Францию, Китай и Индию. Однако США и Великобритания отказались присоединиться к декларации, что подчеркнуло существующие разногласия в подходах к регулированию ИИ.
Вице-президент США Джей Ди Вэнс выразил обеспокоенность по поводу чрезмерного регулирования, которое, по его мнению, может “убить трансформирующуюся отрасль в тот момент, когда она только начинает развиваться”. Он подчеркнул, что администрация Трампа стремится обеспечить, чтобы самые мощные системы ИИ создавались в США, с использованием американских технологий и компонентов. Вэнс также предостерег от партнерства с “авторитарными режимами” в сфере ИИ, намекая на Китай.
Великобритания также воздержалась от подписания декларации, ссылаясь на недостаточную практическую ясность в вопросах глобального управления и недостаточное внимание к вопросам национальной безопасности. Британское правительство считает, что декларация не предлагает конкретных механизмов для решения проблем, связанных с использованием ИИ в военных целях или для целей кибершпионажа. Кроме того, Великобритания, вероятно, стремится сохранить гибкость в разработке собственной национальной стратегии в области ИИ, не связывая себя обязательствами, которые могут противоречить ее интересам.
Мировые подходы к регулированию ИИ
Парижский саммит наглядно продемонстрировал, что единого подхода к регулированию ИИ в мире не существует. Разные страны придерживаются разных стратегий, отражающих их собственные политические, экономические и социальные приоритеты.
Европейский Союз
ЕС разрабатывает амбициозный Закон об ИИ, который вводит жесткие правила для использования ИИ-систем. Закон предполагает запрет на использование “опасных” ИИ-систем, таких как системы распознавания лиц в общественных местах, а также устанавливает строгие требования к генеративному ИИ, включая обязательное раскрытие информации о том, что контент был создан с помощью ИИ. Цель ЕС – обеспечить безопасность и доверие к ИИ, одновременно поддерживая инновации и конкурентоспособность европейской экономики.
Россия
Россия активно инвестирует в развитие ИИ и стремится к технологическому лидерству в этой области. В 2024 году была обновлена национальная стратегия развития ИИ до 2030 года, которая предусматривает значительные инвестиции в исследования и разработки, создание прорывных решений в области генеративного ИИ и развитие национальной системы стандартизации и оценки соответствия в области технологий ИИ. Россия также уделяет внимание вопросам безопасности и этики использования ИИ, но, вероятно, отдает приоритет национальным интересам и технологическому прогрессу.
Китай
Китай является одним из мировых лидеров в области ИИ и активно использует эту технологию для решения различных задач, от экономического развития до национальной безопасности. Китайское правительство поддерживает развитие ИИ и инвестирует значительные средства в эту область. Подходы Китая к регулированию ИИ характеризуются контролем и централизацией, уделяя особое внимание национальной безопасности и поддержанию социальной стабильности.
Другие страны
Многие другие страны, включая Индию, Канаду, Австралию и Японию, также разрабатывают свои национальные стратегии в области ИИ. Подходы этих стран варьируются в зависимости от их собственных приоритетов и возможностей, но большинство из них признают важность развития ИИ для экономического роста и социального прогресса.
Значение саммита и перспективы глобального регулирования ИИ
Парижский саммит по ИИ стал важным событием, которое выявило сложность достижения глобального консенсуса в вопросах регулирования этой технологии. Разногласия между США, Великобританией и другими странами подчеркивают, что регулирование ИИ – это сложный и многогранный процесс, который требует учета различных факторов, включая национальные интересы, экономические приоритеты, соображения безопасности и этические вопросы.
Будущее регулирования ИИ, вероятно, будет зависеть от способности стран найти баланс между стимулированием инноваций и обеспечением безопасности и этичности использования ИИ. Глобальное сотрудничество и диалог остаются важными для обмена опытом и выработки общих принципов, но в конечном итоге каждая страна будет разрабатывать свою собственную стратегию регулирования ИИ, которая будет соответствовать ее уникальным потребностям и обстоятельствам.
С учетом стремительного развития ИИ, вопросы регулирования будут оставаться актуальными в ближайшие годы. Необходимо будет разработать гибкие и адаптивные механизмы, которые позволят регулировать ИИ, не препятствуя инновациям и одновременно защищая права и интересы граждан.
В дополнение к вышеупомянутым источникам, полезно будет изучить публикации международных организаций, таких как ООН и ОЭСР
Источники:
- “США и Великобритания отказались подписать декларацию об ‘инклюзивном и устойчивом’ искусственном интеллекте”
theguardian.com - “Британия объяснила, почему не подписала декларацию по ИИ на саммите в Париже”
eurointegration.com.ua