Введение
В июле 2024 года Институт Изучения Мировых Рынков выпустил отчет, посвященный цифровому суверенитету и мерам, предпринимаемым государствами для защиты своих интересов в сети. Цифровой суверенитет включает в себя не только технические аспекты, такие как защита от кибератак и обеспечение надежности сетей, но и политические, экономические и социальные аспекты, связанные с правом на самоопределение в цифровой сфере.
США: Контроль и Национальная Безопасность
В США концепция цифрового суверенитета традиционно ассоциируется с идеей свободы интернета и ограниченного вмешательства государства в цифровую сферу. Однако в последние годы наблюдается усиление внимания к вопросам национальной безопасности и защиты критической инфраструктуры от кибератак.
- CLOUD Act (2018): Упрощает доступ американским правоохранительным органам к данным, хранящимся на серверах американских компаний за пределами США.
- Запрет на использование китайского оборудования: В 2019 году был принят закон, запрещающий использование средств федерального бюджета США для приобретения оборудования и услуг у Huawei и ZTE.
В 2021 году президент США подписал указ №14028 об «Усилении кибербезопасности страны», который содержит 74 директивы, направленные на обеспечение безопасности цепочки поставок ПО.
Европейский Союз: Защита Цифровых Прав Граждан
В ЕС концепция цифрового суверенитета тесно связана с защитой персональных данных и цифровых прав граждан.
- GDPR: Общий регламент по защите данных, принятый в 2016 году, установил высокие стандарты защиты данных для компаний, работающих в ЕС.
- NIS2: Вторая директива о сетях и информационных системах, вступившая в силу в 2023 году, предписывает государствам-членам разработать национальные стратегии кибербезопасности.
Европейский союз также стремится к развитию собственной цифровой инфраструктуры и технологий, чтобы уменьшить зависимость от американских и китайских компаний.
Китай: Киберсуверенитет и Деполитизация Кибербезопасности
В Китае концепция цифрового суверенитета тесно связана с идеологией киберсуверенитета, которая подчеркивает право государства контролировать информационное пространство в пределах своих границ.
- Закон о кибербезопасности (2017): Усилил контроль государства над информационной инфраструктурой и данными.
- Собственные цифровые технологии: Китай активно развивает собственные цифровые технологии и платформы, такие как Baidu и WeChat.
Китайское правительство принимает меры для защиты данных и информации от внешних угроз и активно сотрудничает с другими странами для улучшения глобальной кибербезопасности.
Россия: Национальная Цифровая Инфраструктура
В России концепция цифрового суверенитета активно развивается в последние годы, особенно в контексте геополитической напряженности и санкций со стороны западных стран.
- Доктрина информационной безопасности (2019): Определяет цифровой суверенитет как одно из приоритетных направлений государственной политики.
- Закон о суверенном интернете (2021): Предусматривает создание национальной системы маршрутизации интернет-трафика и централизованное управление критической информационной инфраструктурой.
Россия стремится к созданию национальной цифровой инфраструктуры, включая собственные поисковые системы, социальные сети и мессенджеры, чтобы уменьшить зависимость от западных платформ.
Глобальный Контекст и Необходимость Международного Сотрудничества
Киберугрозы носят глобальный характер, и их успешное преодоление требует международного сотрудничества. Создание международных организаций под эгидой ООН или других представительных межгосударственных объединений может помочь в снижении ущерба от киберпреступлений.
Заключение
Цифровой суверенитет становится все более важным в современном мире, и государства предпринимают активные меры для защиты своих интересов в сети. Несмотря на различия в подходах, общая цель заключается в обеспечении безопасности и устойчивости цифровой инфраструктуры.