АНО «Цифровая экономика» представила результаты аналитического исследования по импортозамещению профессионального программного обеспечения (ПО) в техническом образовании в вузах России. В условиях санкционного давления и необходимости обеспечения технологического суверенитета, российские вузы сталкиваются с задачей перехода на отечественные программные продукты. Отчет охватывает текущую ситуацию, проблемы и перспективы импортозамещения ПО в образовательных учреждениях.
Текущее регулирование и состояние импортозамещения ПО
В марте 2022 года Минобрнауки России выпустило методические рекомендации по переходу на отечественное ПО, касающиеся офисного ПО, мессенджеров и ВКС. Однако профессиональное ПО, используемое в техническом образовании, не регулируется, что связано с зависимостью бизнеса от иностранных продуктов. Вузы вынуждены продолжать обучение студентов работе с зарубежным ПО, чтобы выпускать специалистов с востребованными навыками.
Опрос вузов: Зависимость от иностранного ПО
АНО «Цифровая экономика» провела опрос среди 213 респондентов из 58 вузов по 84 направлениям подготовки. 66% респондентов оценивают свою зависимость от иностранного ПО как среднюю, обучая студентов как работе с зарубежными, так и с отечественными продуктами. Только 13% вузов обучают преимущественно работе с отечественным ПО.
Планы вузов по импортозамещению ПО
Менее половины респондентов (44%) планируют перейти от обучения студентов работе с иностранным ПО к отечественным аналогам. 6% вузов уже обучают студентов только на отечественном ПО. Основные барьеры включают отсутствие полнофункциональных аналогов, финансирования и использования отечественного ПО в отраслях.
Зарубежное ПО, сложное для замены
Респонденты отметили, что сложно заменить специализированное ПО для математического моделирования, 3D печати, интегрированные среды разработки (IDE), ПО для программирования микроконтроллеров, компиляторы, ПО для компьютерной графики и анимации, а также платформы для машинного обучения и анализа данных. Основные причины включают более низкую функциональность российских аналогов и необходимость замены лабораторной базы.
Критерии выбора ПО
Наиболее важными критериями для вузов при выборе ПО являются особенности образовательного процесса и стоимость ПО и его локализации. Наименьшую значимость имеют виды доступа и характер защиты ПО, а также объем аудиторной нагрузки с применением компьютерных средств.
Участие российских ИТ-компаний в обучении студентов
35% респондентов отметили участие российских ИТ-компаний в обучении студентов. Среди компаний, с которыми сотрудничают вузы, названы такие организации, как АО «1С», Группа компаний «InfoWatch», АО «Актив», АО «Аскон», АО «Инфотекс», АО «Лаборатория Касперского» и другие.
Разработка собственного ПО в вузах
17% респондентов указали, что в их вузах ведется разработка собственного ПО для обучения студентов. Основные причины отсутствия таких разработок включают недостаток финансирования и квалифицированных кадров.
Государственная поддержка и предложения
Большинство программ по импортозамещению ПО осуществляются за счет собственных средств вузов или при условии бесплатного/льготного предоставления ПО компаниями-разработчиками. Вузы предлагают различные меры государственной поддержки, включая финансирование закупки лицензий, поддержку разработки собственного ПО, создание единого реестра профессионального ПО и организацию обучения преподавателей.
Заключение
Отчет АНО «Цифровая экономика» подчеркивает, что ситуация с импортозамещением профессионального ПО в техническом образовании не является критичной. Вузы готовы интегрировать отечественное ПО в образовательный процесс, но для этого необходимы поддержка государства, сотрудничество с ИТ-компаниями и разработка методических материалов. Импортозамещение ПО может стать драйвером развития отечественной IT-индустрии и повышения качества образования в России.