Узнали у экспертов к каким переменам в бизнесе приведёт развитие технологий искусственного интеллекта. Какие области трансформируются до неузнаваемости? Как оставаться конкурентным в эпоху перемен? Что останется неизменным?
В будущем искусственный интеллект (ИИ) приведёт к радикальным изменениям во всех сферах человеческой жизни, в том числе и бизнесе, сходятся во мнении эксперты. Первыми трансформируются такие отрасли экономики как безопасность, здравоохранение, финансы, транспорт, образование, промышленность, торговля и сельское хозяйство. Использовать ИИ будет вынуждено абсолютное большинство компаний, потому что в условиях конкуренции это станет обязательным фактором.
Машины оперируют данными быстрее людей и могут прогнозировать решения на основе гигантского количества обработанной информации. По мнению директора по связям с общественностью ООО «Профит Маркетинг» Станислава Скопылатова, применение ИИ в бизнесе уже сегодня становится не просто модным веянием, а необходимостью:«Объём информации, созданной за последние 30 лет, равен такому же объёму за предыдущие три тысячелетия. И это ещё не предел – количество информации постоянно растёт. В бизнесе её потоки просто огромны: покупательский спрос, статистика продаж по каждому региону, процент инфляции, уровень эффективности производства, количество обращений в службу поддержки. В любом бизнесе рано или поздно наступает то время, когда обрабатывать вручную потоки информации становится просто невыгодно – пока вы работаете над статистикой за октябрь, уже наступает ноябрь».
Число компаний, работающих в сфере ИИ, увеличивается ежегодно. В развитие машинного обучения вкладываются десятки миллионов долларов. В ближайшие годы мы увидим рост новых отраслей и профессий, связанных с ИИ, а также кардинальные перемены в традиционных отраслях, уверена руководитель направления стратегического маркетинга автохолдинга «Барс», специалист по нейросетям Александра Веретено: «ИИ может автоматизировать рутинные задачи, уменьшая время и ресурсы, необходимые для их выполнения, может анализировать большие объёмы данных и предсказывать тренды. Благодаря этому бизнес сможет лучше понимать потребности клиентов и предлагать лучшие и индивидуальные решения».
Бизнес уже сейчас тесно переплетён с технологиями ИИ, алгоритмы присутствуют во многих сферах предпринимательства и жизни, они прокладывают маршруты для курьеров и водителей, коммуницируют с клиентами, продвигают товары и услуги в интернете, и берут на себя многие другие задачи, на которые раньше тратилось огромное количество времени и ресурсов.
«Если говорить о конкретных отраслях экономики, то возможности ИИ используются в медицине, например, для анализа результатов ультразвуковых и рентгеноскопических исследований, а предиктивное моделирование позволяет успешно определять факторы экономии и более оптимального распределения ресурсов на производствах и в сельском хозяйстве,– рассказывает директор по развитию «Авантелеком» Владислав Вирясов. – Если говорить о сфере телекоммуникаций, то здесь активно развивается направление голосовых ассистентов на базе обучаемых нейросетей. Технология понимания естественного языка позволяет роботу анализировать контекст сказанного человеком, определять эмоциональный окрас речи и строить диалог по заданным моделям коммуникации. Эта технология широко используется в кол-центрах, банковской сфере, ЖКХ, медицине».
Автоматизация процессов повышает эффективность, ускоряет принятие решений и улучшает качество производства. Возможность учёта большого количества данных позитивно сказывается на прогнозировании, анализе и, как следствие, принятии стратегических решений, считает сооснователь Napoleon IT Руслан Ахтямов: «Это позволит бизнесу быть более предсказуемым и адаптироваться к изменениям рынка быстрее. Глобально изменится подход к управлению, бизнес-модели будут пересматриваться, а динамика процессов внутри компаний изменится в сторону более гибких и автоматизированных».
Использование ИИ, в первую очередь, избавит людей от рутинных и шаблонных процессов, и сэкономит время. Поэтому ИИ чаще применяет бизнес, в котором нужно обрабатывать большие массивы данных – банки, колл-центры, торговля, производство, E-commerce, недвижимость.
«Сегодня голосовая информация, которая записывается операторами колл-центров, сотрудниками торговых залов, на стойках авиаперевозчиков и в клиентских офисах, и даже курьерами доставки, вручную может быть проанализирована всего лишь на 3%,– объясняет генеральный директор компании 3itech Алексей Любимов. – Как только предприятие внедряет систему речевой аналитики на базе ИИ, скажем TouchPoint Analytics, оно начинает «переваривать» все 100% такой информации и, конечно, безошибочно и в тысячи раз быстрее человека. Службы маркетинга продаж, управленцы, продуктологи получают настолько большое конкурентное преимущество перед теми, кто не пользуется такими системами, что они очень быстро отнимут у них рынок. И это лишь одна из областей применения ИИ в бизнесе. В целом, всё, что легко формализуется и подчиняется чётким алгоритмам работы, в самое короткое время отойдет под управление ИИ. Бухгалтерия и финансы, юробеспечение, логистика, склады, обучение сотрудников и т.д.»
Актуальным для бизнеса будет доверить ИИ ведение статистики продаж и прогнозирование покупательского спроса. Причём эту информацию даже не придётся сортировать, а нужно будет просто загрузить в систему.
Можно, например, в короткие сроки получить данные о зависимости покупательской активности от сезона или о реакции клиентов на акции. По словам руководителя проектов по цифровизации бизнеса компании «Первый Бит» Олега Чумакова, это помогает регулировать производство и продажу товаров, а также делать клиентам индивидуальные предложения: «Бизнес получает в дополнение к человеческому ресурсу мощное усиление, способное повысить продуктивность, не расширяя штат сотрудников, однако работникам креативной сферы точно рано отдавать всё на откуп нейросетям, иначе креатив станет шаблонным и похожим друг на друга. Главный минус нейросетей в их текущей версии — отсутствие эмпатии, без которой эффективные коммуникации попросту невозможны».
Согласно прогнозу Всемирного экономического форума, внедрение ИИ изменит многие отрасли экономики и приведёт к перемещению около 85 миллионов рабочих мест уже через пару лет. Ожидается также, что развитие технологии ИИ также создаст 97 миллионов новых рабочих мест по всему миру, в основном в области информатики, инженерии и математики.
Очевидно, что в короткие сроки изменится и рынок труда. Уже сегодня многие сотрудники компаний нуждаются в значительной переквалификации и обучении навыкам в сфере цифровых технологий, считает декан факультета «Цифровая экономика и массовые коммуникации» МТУСИ Сергей Гатауллин: «В горизонте 10-30 лет большинство наёмных работников не будет востребовано изменившимся рынком труда и государству или бизнес-корпорации, взявшей на себя функции государства, необходимо будет обеспечивать безусловный базовый доход этим гражданам. Высоковероятно изменится и система управления государством, пройдя трансформацию от унитарной до распределённой, когда участники комьюнити определяют правила сосуществования посредством некоторого консенсуса. Риски управления окончательно переместятся в киберпространство и вопросы обеспечения кибербезопасности приобретут приоритетное значение».
Последние данные Process Excellence Network говорят, что в 2023 году 64% организаций осознают необходимость создания новых цифровых решений и намерены инвестировать в них, чтобы оставаться конкурентоспособными. Компании обращаются к экосистемному подходу в плане автоматизации и к 2025 году за счёт этого 60% участников глобального рынка увеличат свою эффективность.
Конкурентоспособность в эпоху цифровой трансформации.
Чтобы выжить в новых условиях компаниям придётся учесть несколько ключевых моментов. «Важно постоянно обучать свой персонал и адаптировать бизнес к новым технологиям,– рассказывает стратегию адаптации к новым рыночным условиям операционный директор компании «MediaPro» Илья Самсонов. – Необходимо инвестировать в новые технологии и решения на основе ИИ, а также взаимодействовать со стартапами, научными институтами и другими компаниями. Особое внимание следует уделить тенденциям в области обработки данных, машинного обучения, нейронных сетей и квантовых вычислений».
Кроме того, быстро меняющаяся цифровая среда требует готовности к мгновенной смене стратегий. На первый план выходит гибкость в реагировании на новые тенденции и рыночные изменения.
Кандидат экономических наук, соучредитель группы компаний ITGLOBAL.COM Александр Стародубцев перечисляет технологии, на развитие которых бизнесу следует обратить самое пристальное внимание: «Интернет вещей, квантовые вычисления, блокчейн, облачные технологии, дополненная реальность (AR) и виртуальная реальность (VR), граничные вычисления и биотехнологические достижения – вот те тенденции, помимо ИИ, за которыми следует следить».
В цифровом мире также ведущую роль приобретает безопасность данных. Компаниям придётся активно работать над защитой информации и конфиденциальностью клиентов.
Что останется неизменным?
«Ручной труд будет всё более заменяться роботами, вычислением алгоритмов отведена роль ИИ. Но вот принятие решений остаётся за человеком, – убеждён директор по связям с общественностью «Профит Маркетинг» Станислав Скопылатов. – И как бы ни пугали нас эксперты, на ближайшие 10 лет это та перспектива, с которой придётся всем сосуществовать. До наступления момента, когда ИИ будет обособленно принимать решения ещё очень далеко. А значит и в бизнесе последнее слово пока останется за человеком».
«Да, в будущем, возможно, не останется бизнеса, который в той или иной форме не использовал бы ИИ. Но кое-что останется неизменным,– соглашается эксперт по налоговому учёту Екатерина Горохова. – Есть сомнения насчёт того, стоит ли полностью доверять машинам и программам. Ведь машина не может думать, она только обучается на алгоритмах и большом количестве информации. Всегда есть вероятность, что что-то может пойти не так. ИИ не сможет быть «волшебной палочкой» и сделать бизнес прибыльным. Он – всего лишь инструмент для получения чёткой аналитики и обработки больших массивов данных. А насколько умело вы обращаетесь с таким инструментом – вопрос вашей компетенции».
«Останется человеческий фактор. Несмотря на автоматизацию, человеческие отношения, эмпатия и коммуникация останутся ключевыми в бизнесе,– считает руководитель направления стратегического маркетинга автохолдинга «Барс», специалист по нейросетям Александра Веретено. – А также ценности и миссия бизнеса, которые определяют его культуру и направление».
Возможно, ИИ улучшит обслуживание клиентов, сделает его более автоматизированным и персонализированным, но личное взаимодействие с людьми останется самым главным, полагает сооснователь Napoleon IT Руслан Ахтямов: «Также значимыми останутся коммуникационные и межличностные навыки, которые ИИ пока не может полностью заменить. Это означает, что в бизнесе останется место для инноваций, идей и взаимодействия между людьми даже в эпоху техно сингулярности».
Эксперты заявляют, что достижение оптимальных результатов лежит в плоскости использования ИИ как инструмента для расширения человеческих способностей. Компаниям необходимо искать пути сотрудничества между человеком и машиной, убеждён IT-предприниматель Денис Некрасов: «Искусственный интеллект действительно переформатирует сферы экономики, но успех в будущем бизнесе будет зависеть от умения балансировать между технологическими инновациями и человеческими ценностями, а также готовности к постоянной адаптации и развитию. <…> Сотрудники с их творчеством, интуицией и эмпатией будут цениться за способность принимать решения в ситуациях, где ИИ может столкнуться с ограничениями. Останутся важными задачами взаимодействие с клиентами, установление доверия и создание лояльности. Человеческий фактор в общении и понимании потребностей клиентов будет оставаться неотъемлемой частью успешного бизнеса».
«Какими бы передовыми ни были технологии, построение и поддержание человеческих отношений останется главным в бизнесе. Доверие, лояльность и взаимопонимание не могут быть заменены алгоритмами,– предупреждает кандидат экономических наук, соучредитель группы компаний ITGLOBAL.COM Александр Стародубцев. – Принятие этических решений, корпоративная ответственность и ценностно-ориентированные методы ведения бизнеса по-прежнему будут иметь решающее значение. Понимание культурных нюансов, традиций и человеческих эмоций – сложная задача, которую трудно полностью автоматизировать. И хотя искусственный интеллект может помочь в творческих процессах, уникальное человеческое восприятие, взгляд и интуиция в творчестве незаменимы. Кроме того, формулирование миссии, видения и долгосрочной стратегии компании – это исключительно человеческая задача».
ИИ эффективен для анализа больших массивов данных и генерации контента на основе накопленной информации. Однако слабое место технологии в том, что в отличие от человека, машина способна лишь искусно оперировать уже доступной информацией.
ИИ не сможет заменить человека там, где требуется создавать новое. Будь то идея стартапа или новый маркетинговый ход. ИИ не в силах изобретать и находить нестандартные решения, проявлять себя инновационно и действовать интуитивно. Поэтому по мере развития техники человеческие разумы, способные на креативное и масштабное мышление, будут цениться в бизнесе всё больше.
Игорь Прусаков